Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. ДИНАМИКА ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ


2019 г. ДИНАМИКА ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ

Печать

С каких бы сторон мы ни рассматривали феномен одаренности ребенка, учащегося, следует все-таки признать, что она у конкретного индивида изменчива. Одаренность в ее проявлении по результатам творческой деятельности со временем может как расти, так и угасать. Все зависит от тех условий, в которых проживает, обучается, социализируется ребенок, подросток. Часто родители, зная об одаренности своего ребенка, принимают решительные меры к такому его воспитанию, которое направлено на удовлетворение только родительских амбиций. К сожалению и школа зачастую в одаренности ученика видит только отстаивание конкурсных позиций учебной организации, не считаясь с интересами самого школьника. Мы сейчас рассматриваем интеллектуальную одаренность, связанную с науками, которыми овладевают учащиеся в школе. Если у интеллектуально одаренного учащегося в силу различных причин теряется интерес к учебно-научно-исследовательской деятельности, то ранее проявляющаяся одаренность будет угасать. Наоборот, если в ходе учебно-познавательной деятельности будут созданы такие условия, когда интерес к творческим исследовательским поискам будет расширяться и углубляться, то и одаренность будет принимать более масштабное проявление.

Вышесказанное указывает на то, что одаренность детей весьма динамична, так как в онтогенезе на детском уровне происходит становление того или иного фактора развития. Нашей задачей является обеспечить положительную динамику одаренности ребенка.

Что же крайне необходимо предпринять для обеспечения этой положительной динамики? Кроме этого что важно предпринять для более полного выявления одаренности у детей?

Если мы говорим о динамике одаренности, то нас будут интересовать ее уровни. Нами около десяти лет назад были выделены пять уровней детской интеллектуальной одаренности. Уровни описаны с опорой на результаты творческой исследовательской деятельности, которые проявляет учащийся. Самый высокий уровень — пятый. Начиная с первого уровня последующие имеют более продвинутое значение и включают в себя предыдущие. Если первый уровень (уровень компетентности) предполагает наличие у школьника знания и навыки на уровне высоких компетентностей, то второй наряду с этим позволяет проявить начальные элементы самостоятельных выводов по результатам исследовательской деятельности. Это уровень способностей. Более глубокое проявление творчества, когда школьник делает более глубокие выводы из самостоятельно проведенного исследования несет в себе серьезный аспект творчества. Это третий уровень одаренности — креативность. Когда ребенок (учащийся) достигает высоких результатов в олимпиадном движении, изобретательстве, выдвижении научных проблем и т.д., то такой уровень (четвертый) правомерно считать уровнем талантливости. И, наконец, когда учащийся получает результаты научно-исследовательской деятельности соизмеримые с новыми для науки направлениями, практически на профессиональном уровне их интерпретирует, то такой уровень его одаренности (пятый) вполне оправдано считать уровнем гениальности. Таким образом, мы не только выделили пять уровней одаренности детей (они описаны в наших публикациях), но и привели в соответствие с этими уровнями такие понятия как способность, талантливость, гениальность, которые нередко считают синонимами. Переход одаренности ребенка из одного уровня в другой и представляет собой ее динамичность.

Индивидуальное учебное познание. Безусловным приоритетом в учебно-познавательной деятельности одаренного школьника является его индивидуальная учебно-научно-исследовательская деятельность. Здесь требуется серьезное ее планирование и роль учителя является ведущей. Важно так планировать содержание и формы деятельности школьника, чтобы они отвечали его интересам. При этом согласно концепции учебного познания в исследовательской деятельности школьника должна отражаться деятельность ученого-исследователя со всеми этапами. Безусловно, это и защита проектов, выступление одаренного школьника на различных семинарах, конференциях и, даже, публикации статей.

Коллективная исследовательская деятельность в учебном познании. Грубейшей педагогической ошибкой является абсолютное обособление школьника в его учебно-научно-исследовательской деятельности. Работая над индивидуальным проектом, одаренный школьник должен быть включен в коллективный научный поиск в учебном познании. С этой целью возможно создание творческих групп учащихся для поиска решения той или иной проблемы. Опытный учитель найдет пути взаимодействия одаренного ученика (а, возможно, и нескольких одаренных детей) с остальными учащимися. В этом случае может решиться проблема отторжения одаренного ученика коллективом его сверстников. Важен при коллективной исследовательской деятельности фактор занятости всех участников творческой группы. При этом нередки случаи, когда в таких группах начали выявляться и другие одаренные дети, которых ранее не замечали.

Одаренность детей требует очень серьезного отслеживания и фиксации результатов, чтобы не потерять наше высокоинтеллектуальное будущее.

Журнал "Сибирский учитель", № 4 (125) 2019 г.

Обновлено 29.08.2019 13:54 Просмотров: 714
 

Методические рекомендации по содержательной корректировке образовательных программ в условиях ограничительных мер

distans

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ГИА 2019 ГОДА

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. ДИНАМИКА ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ